viernes, 26 de noviembre de 2010

и его иконографии или сопоставлением его с другими памятниками древнерусской пластики XV-XVI вв., в основном, с деревянной скульптурой. Но почти все авторы не уделяли должного внимания тому обстоятельству, что изваяние представляет собой монументальную, статуарного типа скульптуру, украшавшую фасад такого своеобразного архитектурного сооружения, как проездная башня городских стен7. А между тем именно этот факт, положенный в основу дальнейшего анализа, дает возможность оценить значение этого далеко не заурядного произведения древнерусской скульптуры.


  Судя по имеющимся данным, обе скульптуры Георгия и Дмитрия сравнительно недолго находились на своем первоначальном месте. Как известно, в 80-х-90-х годах XV в. великий князь Иван III предпринял силами приглашенных итальянских зодчих коренную реконструкцию укреплений Московского кремля, причем архитектор Пьетро Антонио Солари возвел в 1491 г. новую Фроловскую башню8. Прежние скульптуры, очевидно,

  4 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв., т. II. М. 1962 с. 68-107.

  5 Назовем лишь наиболее крупные работы: Снегирев И. М. Памятники московской древности, М., 1842-1845, с. 214; Петров Н. И. О русской религиозной и церковной скульптуре.- "Руководство для сельских пастырей", т. I, 1904, с. 273-281;

  Соболев Н. Н. Русский зодчий XV в. Василий Дмитриевич Ермолин.- Старая Москва, вып. 2, 1914, с. 16-23; Смирнов Я. И. Устюжское изваяние святого Георгия московского большого Успенского собора.-Древности. Труды Московского археологического общества, т. XXV, М., 1916, с. 236; Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М.-Л., 1934, с. 382; Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937, с. 244-246; Лазарев В. Н. Дионисий и его школа.- История русского искусства, т. III. М., 1955, с. 540-541; Леонов А. И., Померанцев Н. Н. Деревянная скульптура.- Русское декоративное искусство, т. I. М., 1962, с. 127, рис. 80-81 на с. 136, 137; Померанцев Н. Н. Русская деревянная скульптура [Альбом]. М., 1967, с. 5 об.; Вагнер Г. К. Некоторые структурные особенности русской пластики XIV-XV вв.- Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973, с. 298; Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV-начала XVI в. М., 1975. с. 13-14; Рындина А. В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV-XV в. М., 1978. с. 94-95.

  6 Так, например, В. Н. Лазарев относит скульптуру Георгия к новаторским работам, ниспровергавшим "старый иконописный канон" (Лазарев В. Н. Дионисий и его школа. с. 538 и 540); Г. В. Попов характеризует ее как традиционную (Попов Г. В. Указ. соч.. с. 13-14).

  7Исключением является недавно вышедшая книга: Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV вв. М., 1982 (в пятой главе в разделе "Идея статуарностн и архитектура" автор частично затрагивает эти вопросы).


  8ПСРЛ. т. XXV. с. 332.


  Георгий-змееборец.

  Скульптура с Фроловской башни Московскою кремля. 1464 г.

  Фото начала XX в.


pp10113.jpg


  не были перенесены на ее стены. По крайней мере ни один из письменных источников не сообщает ничего об изваяниях на фасадах новой проездной башни 9.


pp10114.jpg




  Однако последующие события позволяют предполагать, что при разборке старой башни скульптуры были сохранены как особые святыни. Согласно летописным данным, в 1527 г. в кремле, возле проездных ворот новой Фроловской башни возводят по повелению самого великого князя Василия III каменную церковь Георгия Победоносца10 с приделом Дмитрия Солунского11. Очевидно, здание сооружают специально для ермолинских изваяний, которые тем самым превращаются в храмовые образы. Целый ряд документов XVII-XVIII вв. подтверждает местонахождение скульптуры Георгия в указанном храме, где она фигурирует именно в качестве местночтимой горельефной иконы 12. Что же касается изваяния Дмитрия Солунского, то о нем. возможно, говорит название придела. Вероятно. эта скульптура исчезла уже где-то в XVI в., так как описи храма XVII- XVIII вв. ее уже не отмечают.

  Скульптура Георгия находилась в этом храме вплоть до начала XIX в. Во время сильнейшего пожара Кремля в 1737 г. она довольно основательно обгорела, как об этом сообщает опись архитектора И. Мичурина13. В 1808 г. обветшавшая Георгиевская церковь была разобрана, а изваяние святого перенесли в соседний храм Михаила Малеина в Вознесенском монастыре14. Оно было размещено в трапезной храма, в специально устроенной нише при входе в придел Федора Пергийского15, где и простояло до 1920-х годов. Здесь оно являлось одним из основных экспонатов организованной в 20-х годах стараниями Н. Н. Померанцева выставки русской скульптуры и декоративной резьбы16.

  В связи с разборкой в 1929 г. зданий Вознесенского монастыря статуя была размонтирована и перенесена в подклет Мироваренной палаты Патриаршего двора в Кремле17, откуда в июле 1940 г. была передана на временное хранение в древнерусский отдел ГТГ. К сожалению, при этом сотрудники галереи ошибочно посчитали подлинной только верхнюю часть 


pp10115.jpg




  Деталь скульпторы Георгия.

No hay comentarios:

Publicar un comentario