viernes, 26 de noviembre de 2010

  "Знаком ОРЮР служит геральдическая лилия с изображением Святого Великомученника и Победоносца Георгия, поражающего дракона. Под лилией, на ленточке с загнутыми вверх концами, прописными буквами надпись :

  "Знаком ОРЮР служит геральдическая лилия с изображением Святого Великомученника и Победоносца Георгия, поражающего дракона. Под лилией, на ленточке с загнутыми вверх концами, прописными буквами надпись :

  "БУДЬ ГОТОВ !". Под ленточкой - узелок "доброго дела", напоминающий о скаутском долге помощи ближним". ( устав ОРЮР, §1.9)

  Откуда появилось у нас сочетание именно этих символических и геральдических элементов?

  Ответ на этот вопрос одновременно и простой и сложный.

  Святой Георгий поражающий зло в виде дракона появляется в иконописи в самые древние времена, когда Русского Государства еще даже не намечалось.Однако, с Крещением Руси, он как один из первых Святых " попадает " в Россию,и поминается на службах сразу после Святых Апостолов : " Святых Славных и добропобедных Мученников... ", вместе со Святым Пантелеймоном. Первый из них был воином, сражающимся против зла, второй был врачом, т.е. воином против болезни, и это не без замысла : Святая Церковь зло, т.е. грех, толкует как заболевание души, наряду с телесными заболеваниями, и человек при помощии споведи и причащения " лечится " от них. ( " Во исцеление души и тела...")

  В иконописи. Святой Георгий изображается чаще всего сидя на коне, держав правой руке копье, пронзающее горло чудовищного змея-дракона. Копье -заостренный посох - на иконах изображается с крестообразным верхним наконечником. Ввиду того, что копье находится в правой руке, логичным порядком сама фигура всадника повернута вправо.

  Иконопись как такова подвергается очень строгим правилам, или канонам, несоблюдение которых просто-напросто переводит каждое неправильное изображение в общую " мирскую " категорию простой живописи. Например, если не хватает на образе надписи об изображенном сюжете, то уже образ не может войти в категорию икон.

  Вернемся к нашей лилии.

  На ней находится изображение Святого Георгия, без надписи, из чего мы выводим, что, хоть и сам сюжет изображает Святого Георгия, уже этот его образ не может относиться к категории икон. К тому же, оптически держит он копье будто в левой руке, и сама фигура повернута влево.

  По какой это причине?

  Ответ однозначный : на нашу лилию Святой Георгий явно попал не как непосредственное изображение с иконы. Подлинник его следует искать в государственном гербе Российской Империи, на груди двуглавого орла, как изображение исторического герба города Москвы, в геральдически центральной позиции столицы государства.

  И вот мы попали из области иконописи в область геральдики.

  В своей книге "Земельные гербы России", Н.Н. Сперансов пишет следующее:

  "Геральдика, это наука о гербах... Она способствовала тому, что разные гербы, даже изображающие одинаковые предметы и живые существа, делались не похожими друг на друга... Это достигалось разработкой правил расположения фигур на щите, их формой и раскраской... Геральдика систематизировала употребление разных фигур и ввела для многих из них свое назначение и свои названия...

  В средние века гербы изображались на боевых щитах.

  В геральдике считается, что правая сторона герба (и щита) та, которая находится справа от воина, держащего щит впереди себя левой рукой.

  Одно из главных правил показа фигур на гербовом щите : живые существа(всадник, зверь) должны быть повернутыми к геральдически правой (т.е. оптически левой) стороне. Это правило было введено в геральдике для того, чтобы живые существа, изображенные на щите, который висел на левом боку воина, не казались убегающими от противника.

  Но в древних русских эмблемах живые существа бывали повернуты и влево.Конечно, такой исторически сложившийся поворот в древних эмблемах следовало сохранить. Но царские чиновники, отклонившись от национальной эмблематики,"поправили" в XVIII и XIX веках многие старинные изображения по-западноевропейскому(главным образом французскому) фасону." ( И.И. Сперансов, "Советская Россия" Москва, 1974)

  Вернемся к Москве и к ее эмблеме.

  Впервые появляется эмблема конного воина, поражающего крылатого змея,на печатях города Москвы на грамотах 1390 и 1401 годов, при княжестве сынаДмитрия Донского, Василия. Ссылался этот герб конечно на недавнее поражение татар на Куликовом поле, в 1380 году. И еще не представлял он из себя изображение Святого Георгия, а просто "ездеца". Превращается ездец в Святого Георгия значительно позже, в начале XVIII века, уже при Петре Великом. И берется сюжет уже непосредственно из иконографии, но в согласии с канонами геральдики:во-первых, в геральдике не принято помещать надписей на щите, во-вторых повернут всадник оптически влево, из чего можно сразу вывести несовместимость канонов геральдики с канонами иконописи. Изображение может относиться или к первой или ко второй категории, но не к обоим. Это две разные науки,которые путать было бы просто некультурно.

  Город Москва в этом 1997 году празднует свое 850-летие с года ее основания.

  Значит, (по арифметике Пупкина), основана была Москва в 1147 году и,как каждому разведчику второго разряда известно, основоположником Москвыбыл некий Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха. Великокняжеский престол находился тогда еще в Киеве, и только сын Юрия Долгорукого, Великий Князь Андрей Боголюбский, перенесет престол в город Владимир, заложив этим основу Владимиро-Суздальского княжества. А пока еще в протяжении долгих столетий Москва останется глухой деревней.

  Но...настает татарское иго, впоследствии которого именно этот маленькийгородок, под управлением своих князей, сумеет собрать землю российскую на подвиг против татар, уже в 1380 году, на Куликовом поле. Тут Великие Князья московские и выбирают гербом Москвы изображение конного воина. А держит воин копье, чтобы с высоты коня достать зверя. Значит, копье, это продление руки. А основал Москву Юрий Долгорукий, что значит: Юрий = Георгий,с длинной рукой = с копьем.

  Можно, следовательно, предположить, что изначально на московком гербовом щите был изображен сам Юрий Долгорукий, в символической позе поразителя татар, ибо сам он заложил Москву-поражающую. В протяжении последующих веков,этот образ Юрия Долгорукого все больше и больше перекрывается с образом Святого Великомученника Георгия, как образ победы не только над татарами,национальное зло или несчастие, а уже как образ общей победы над всемирным злом.

  ски. С.Тарасов, 1977 г.


pp10011.jpg






 








Чудо Георгия о змие. 16 век. Северные письма.Государственный Эрмитаж.



Походный образ св. Георгия, полученный каждым отделом от Старшего Русского Скаута (работа художника скм. Г.П. Жукова)



pp10012.jpg


  Предисловие

No hay comentarios:

Publicar un comentario