viernes, 26 de noviembre de 2010

  /продолжение следует/

  /продолжение следует/

  /перевод с польского шт. инс. О. Меер/


МОЛОДЕЖЬ  НА РОДИНЕ


"РАССУДИТЕ НАС, ЛЮДИ"


  Молодежь сегодня - эта тема нам не чужда. Нашу молодежь мы наблюдаем ежедневно. Много видели американских фильмов из жизни "золотой молодежи". И невольно напрашивается вопрос: "А чем живет сегодня молодежь но родине?"

  У нас нет прямого с ней контакта. Иностранцы-туристы, возвратясь оттуда, освещают советскую жизнь не всегда верно. Многие из них, по своему незнанию той системы, не умея читать "между строк", не всегда отличают истинную картину жизни от пропагандного блефа. Пресса в эмиграции, давая комментарии советским газетам, сгущает краски, освещая только плохие стороны.

  Какая же все-таки там молодежь? Где найти истину?

  В свое время, изучая литературу, мы узнавали жизнь общества на основании литературных произведений.

  Можно пойти и теперь этим путем. Для бесед о родиноведении имеется много повестей, как дореволюционных, так и современных писателей. Есть, конечно, и здесь пропаганда. Без нее не выйти ни одной книге в свет. Но в советском человеке выработался какой-то иммунитет: пропаганда проходит мимо ушей, на ней не останавливается взгляд.

  Под таким углом мы должны смотреть и на советскую литературу: не обращать внимания на пропагандную шумиху, а брать из книги необходимое, жизненное. И эту жизнь мы можем выловить из бытовых романов.

  Передо мной книга Александра Андреева "Рассудите нас, люди". Книга написана живым языком, читается легко. Она отражает свет и тени. Два мира сходятся, расходятся, перекрещиваясь, дают довольно полную картину современного быта молодежи: - мир рабочих ребят и и мир прослойки материально обеспеченных, "власть имущих".

  Алеша Токарев, рабочий парень, в парке встречает Женю. Мать Жени генеральша, против их любви. У нее на приимете богатый жених, Вадим, из "династии ученых", как он сам подтрунивает над родителями. Вадим под влиянием Аркашки-стиляги...

  Не будем останавливаться над сюжетом. Предоставим слово автору. Приведем несколько штрихов, которые дадут некоторую картину быта молодежи.

  ...Вадим в ожидании Жени, читал старый роман.

  - О чем ты читаешь? - спросила его Женя из соседней комнаты.

  - Одесса двадцатого года. Бестолковые обыватели. Чудаковатые романтики. Человек мог делать все, что ему взбредет в голову. Большое счастье - жить в такое время. А тут? Человека как личность уничтожает дисциплина, грубый окрик. Прежде чем сделать шаг, прислушиваешься, не последует ли окрика: "Не смей! Нельзя! Не туда!"

  - А ты шагай туда, куда положено, - пошутила Женя.

  - Не хочу я, понимаешь, не,хочу, куда положено! До возмущения не хочу!

  - Чего ты хочешь? - Вадим молчал.

  - Вот и не знаешь, что сказать. Некуда тебе идти. Именно таким, как ты, поводырь нужен. Иначе натворишь глупостей. Пропадешь. Наслушался у Аркашки всякого вздора и болтаешь о свободе личности! Болтун ты. Живешь без руля и без ветрил.

  - Ты ли это, Женя! Я тебя не узнаю.

  - Я сказала то, что есть, а ты подумай. Ну, хватит, пошли...

  ...У входа в парк встретили Алешу. Женя познакомила.

  - Алеша поступает в наш институт, - сказала Женя.

  - Запаслись крепкими надеждами? - спросил Вадим.с насмешливым намеком. Девушка наблюдала за ними. Озорное.любопытство дрожало в уголках ее губ. Мы вышли на Садовую.

  - Куда же мы пойдем? Пошли в ресторан. Туда и Аркадий придет.

  - Мне в ресторан не хочется, - сказал Алеша.

  - Нет денег? Финал ужина я беру на себя, - подхватил Аркадий.

  - Деньги еще не все. Нужно еще иметь и моральное право на посещение таких мост.

  - Ого! Это уж что-то идейное. Окрика боитесь? Ну, а на то, чтобы дышать воздухом, есть хлеб, тоже надо иметь право?

  - Ресторан - не хлеб. Это расточительство времени и денег, и часто не своих. На расточительство обязательно надо иметь право.

  - По-вашему, Алеша, зайти в ресторан поужинать, даже выпить бокал вина - зазорно?

  - Нисколько! - воскликнул Алеша. - Каждый поступает так, как ему нравится. Просто я не выношу пьяных рож. Вы замечали, как водка искажает человеческие лица?

  Наступило молчание... Мимо пронеслись машины...

  - Вы работаете? - заговорил Вадим, обращаясь к Алеше.

  - Он недавно из армии вернулся, - пояснила Женя. - А-а! - протянул Вадим. - После десятилетки провалиться изволили?

  - Вы опять угадали, - согласился Алеша.

  - Но мысль о дипломе точит душу, как червь? Как будто все счастье в этом дипломе! Вот мои родичи-ученые. Они хотят сделать и меня ученым...

  Мы остановились возле метро. Среди серых колонн толкались молодые люди. Одни поджидали своих подружек, другие искали лишний билетик в концерт... Вот появился парень в узеньких парусиновых штанах, подчеркивающих кривизну ног. На штанах грубые и отчетливые строчки и кругом карманы на молниях. Клетчатая, яркая рубаха. Напомажены волосы.

  Парень вел тоненькую девушку, одетую тоже в узкие штаны. Держа ее за шею, как собачонку, чуть отстранив от себя, он озирал окружающих ленивым и презрительным взглядом. А девушка, семенившая сбоку, не догадывалась, должно быть, что она в собачьей своей покорности смешна и жалка.

  Молодые парни, подвыпившие для храбрости, громко смеялись, задевали прохожих, отпускали остроты примитивные и тяжелые как кирпичи...

  - Живете вы, Вадим, сегодня, а мыслишки ваши как будто из бабушкиного сундука, - сказал, продолжая разговор Алеша. - Они давно слежались и заросли паутиной...

  - У него тетушки - старые девы, - не без удовольствия вставила Женя.

  Вадим понял, видно, что говорил неумно и, прикрывая смущение, с досадой оборвал Женю.

  - Оставь моих тетушек в покое! - поворачиваясь к Алеше, добавил: - Я рассчитываю на то, что вы способны понимать юмор.

  - Вполне. Моя мать, малограмотная женщина, с детства внушала мне и моим братьям простую заповедь: старайтесь делать людям добро, приносить пользу. Пользу! Образованный человек обязан приносить пользу как можно больше. Пусть это замечание не покажется вам юмористическим...

  Алеша умолчал об отце: старику до отчаяния хотелось, чтобы хоть один из его сыновей получил высшее образование... Когда Алеша, любимец отца, не сдал после школы в институт, отец постарел лет на пять...

  - Все ерунда, что вы говорите, - раздался уверенный и насмешливый голос.

  Это подошел Аркадий с друзьями. Клокастая "кубинская" борода, ястребиный нос и умные, нагловатые глаза.

  - Ерунда, - повторил Аркадий, пожимая всем руку. "Польза людям", "смысл жизни", "благо", "честь", "совесть" - все эти христианские понятия давно пора спустить в мусоропровод. Чтобы преуспевать в этом мире, нужно отбросить весь добродетельный хлам. Необходимо выработать из себя подлеца. Не просто подлеца, а величайшего подлеца! Кто больше подлец, тот выше поднимается по служебной и общественной лестнице. Это закон. И если вы его не постигните, то ничего в жизни не добьетесь.

  - И достигли успехов в таком направлении? - спросил Алеша.

No hay comentarios:

Publicar un comentario